SLi с разными картами?

Возможно. Например, если есть 7600GT и 7600GS. Разница между этими видеокартами только в частотах и типе видеопамяти (GDDR3 и DDR2). Чтобы видеокарты работали тандемом, для GT перепрашивают BIOS от GS, т.е. получают одинаковые частоты.

В остальных случаях две разные видеокарты в SLI работать Не будут. Более того, одинаковые карты на разных частотах могут некорректно работать, или не работать вообще.

Возможность работы двух разных видеокарт совместно реализована в технологии CrossFire (CF только для видеокарт ATI). В отличии от SLI, технология CF асинхронна, что позволяет работать в тандеме видеокартам с разным количество пиксельных и вершинных конвейеров, не говоря про частоты. Минус же заключается в том, что для реализации CF была необходима мастер-карта, которая "склеивала" половинки кадров (вроде, за "склеивание" ответственен Compositing Engine, "железная" фишка), обработанные разными видеокартами воедино, и выводила получившийся фрейм на монитор. Сейчас технология CF реализована на подобии SLI у нВидии — видеокарты соединяются гибкими мостиками, потребности в мастер-карте нет.

В общем, что технология SLI, что технология CF пригодна в основном для создания сверхпроизводительной графической системы, ставить две middl-end видеокарты работать на пару не всегда оправдано, как с точки зрения финансов, так и производительности. И тем более, эффективность SLI и CF находится на уровне от 1 до 100%, очень много зависит от оптимизации/заточки определенных приложений. Кстати, у nVidia уже есть поддержка Quad SLI на уровне драйверов (совместная работа 4-х видеокарт), но прирост в реальных приложениях ничтожен.

Источник

Как работает режим SLI – мощь нескольких видеокарт в одном устройстве

Когда-то, в давние времена технологий, получение большей мощности видеокарты означало необходимость покупать карту, более мощную (и, возможно, более дорогую!), чем текущая карта. Но, пользователи всегда «мечтали» иметь возможность просто купить дубликат видеокарты, которая у них есть, вместо того, чтобы тратить деньги на что-то более новое и быстрое?

Что ж, к счастью, Nvidia и их технология с несколькими GPU «SLI» дают нам просто решение, если вы используете одну из их карт.

Масштабируемый интерфейс связи (SLI)

Так что же такое SLI? И что делает SLI, или более конкретно: как он помогает использовать несколько видеокарт?

Интерфейс Scalable Link Interface (SLI) – это небольшая жемчужина, которую нам предоставили Nvidia в 1998 году. Впервые эта технология была использована компанией 3dfx на линейке видеокарт Voodoo2 в 1998 году, но позже компания была куплена Nvidia, и эта технология была заморожена на некоторое время.

В 2004 году Nvidia повторно выпустила SLI с обновлениями, позволяющими ей работать с существующей на тот момент технологией шин PCIe.

Хотя существуют проблемы совместимости (обсуждаемые ниже), связанные с запуском нескольких установок графического процессора, SLI позволяет использовать от двух до четырех карт одновременно. Это достигается путем использования алгоритма параллельной обработки, который собирает информацию, разбивает её на более мелкие части и позволяет обрабатывать несколько частей одновременно несколькими видеокартами.

Режимы SLI

Видеокарты Nvidia будут работать в SLI в трёх основных режимах: сглаживание SLI, SFR и AFR. Вы можете выбрать и изменить эти режимы в Панели управления Nvidia, которая должна была быть установлена на ваш компьютер при установке драйверов видеокарты.

Рендеринг с разделением кадров (SFR)

Этот метод берет кадр, который необходимо визуализировать, анализирует его, а затем разбивает кадр по горизонтали на столько частей, сколько имеется карт, и распределяет рабочую нагрузку между ними. Он может разбить кадр так, как он считает нужным, основываясь на том, что находится в кадре.

Например, если кадр содержит в основном пустое статичное небо в верхней половине кадра (менее ресурсоемкое), но изменяемые объекты в нижней половине (более интенсивно), то при разделении 50/50 одна карта будет выполнять больше работы. Поэтому видеокарта, отвечающая за верхнюю часть экрана, может получить около 60% площади экрана, в то время как карта, отвечающая за нижнюю часть, должна обработать только нижние 40%.

Примечание: эти проценты являются лишь расплывчатыми примерами, а не конкретными цифрами.

Альтернативный рендеринг кадров (AFR)

В этом режиме кадры ставятся в очередь, и каждая карта отображает полный кадр. Таким образом, если вы используете 2 карты, то одна будет отвечать за четные кадры, а другая – за нечетные кадры. Это часто считается более эффективным, чем SFR, для достижения более высокой частоты кадров, но также может вызывать такие проблемы, как микростеролазание.

Ключевое слово: Micro Stuttering – это когда вы видите на экране «визуальные заикания», вызванные несоответствием времени рендеринга кадров между картами. Если карты не синхронизированы должным образом или у них недостаточно информации, чтобы угадать следующий кадр, который нужно визуализировать, то вы увидите задержку.

SLI сглаживание

Этот режим обеспечивает лучшее качество изображения, в отличие от увеличения частоты кадров. Он работает для разделения нагрузки сглаживания между картами, повышая общее качество вашего изображения.

Использование этого режима может разблокировать более высокие режимы сглаживания в играх (например, SLI 8x, 16x и даже 32x в системах Quad-SLI).

Совместимость и проблемы режима SLI

Казалось бы, купи две видеокарты Nvidia, вставь их в разъемы на материнской плате и наслаждайся «удвоенной» скоростью работы. К сожалению, не всё так просто.

Два (или более) вида

Первое, что вам нужно знать, это то, какие видеокарты будут соединяться вместе: не любые две видеокарты смогут так взаимодействовать. Они должны иметь один и тот же графический процессор, и должны иметь одинаковое количество видеопамяти.

Например, если у вас GTX 1070 Ti 8GB производства Asus, а другая той же спецификации, но от MSI, то режим SLI доступен. Но, GTX 1070 и GTX 1080 несовместимы, так как они не являются одним и тем же графическим процессором.

Вам также необходимо убедиться, что видеокарты совместимы с режимом SLI, так как карты без порта SLI могут быть несовместимы. Также стоит отметить, что в Nvidia убрала поддержку 3-х и 4-х карточного SLI для серии GTX 10.

Слоты и заглушки

Следующим в списке стоит ваша материнская плата и блок питания. Они оба должны быть совместимы со SLI.

Это означает, что вашей материнской плате потребуется достаточно слотов PCIe x16, чтобы соответствовать количеству графических процессоров, а вашему блоку питания потребуется достаточно разъемов PCIe для питания того количества карт, которое вы будете использовать.

Отсутствие удвоения видеопамяти

Распространенное заблуждение относительно SLI состоит в том, что вы можете получить двойную, тройную или даже четырехкратную видеопамять с большим количеством видеокарт. К сожалению, Nvidia SLI использует ОЗУ только с одной карты, поскольку каждая карта должна получать доступ к одной и той же информации в одно и то же время.

Что такое мост SLI

Последнее, что вам понадобится для запуска настройки SLI, – это мост SLI. Nvidia использует физический разъем для соединения видеокарт вместе, что позволяет им взаимодействовать друг с другом, не используя драгоценную полосу пропускания в слотах PCIe.

Вам понадобится один из двух мостов SLI: либо стандартный мост (для менее мощных карт), либо мост с высокой пропускной способностью (для более мощных карт).

Серия SLI Bridge

Мост Тактовая частота Максимальная пропускная способность Рекомендуемый монитор
Стандартный мост 400 МГц 1 Гб/с 1920×1080 до 2560×1440 при 60 Гц
Мост с высокой пропускной способностью 650 МГц 2 Гб/с До 5K и объемный звук

Если у вас более мощные карты (например, GTX 1080), вы можете использовать стандартный мост, но это не позволит обеспечить полную производительность карт.

Производительность SLI

Итак, мы знаем, что такое SLI, как он работает и что вам нужно для его использования. Но стоит ли вам бросаться покупать вторую GTX 1080 Ti? Здесь «вода становится мутной». В то время как Nvidia утверждает, что удвоение производительности возможно при удвоении количества карт, это случается редко.

Проблема в том, что игры изначально не знают, как правильно использовать несколько видеокарт, и разработчики должны добавлять в них профили SLI. Это не простая задача, и она может занять очень много времени, поэтому большинство разработчиков не тратят на это время.

Это означает, что если вы не играете в игру ААА, возможно, что не будет никакого увеличения производительности (фактически, даже есть вероятность снижения производительности).

Производительность для каждой игры будет отличаться. Так что это не значит, что это будет совершенно бесполезно для вас, просто вы должны знать об этом, прежде чем инвестировать в технологию или какие-либо конкретные игры.

Источник

SLI: подключение видеокарт для совместной работы

подключение двух видеокарт sli

После руководства по подключению в Crossfire двух видеокарт AMD Radeon пришел черед и компании Nvidia. Ее графические процессоры GeForce пользуются не меньшей популярностью среди игроков, чем продукция конкурента. Обе компании нога в ногу шагают на рынке, предлагая клиентам решения, схожие по уровню производительности и цене. Поэтому было бы несправедливо посвятить материал построению конфигурации CrossFire, но обойти стороной аналогичные возможности продуктов Nvidia.

Похожее:  How to Update Palit Device Drivers Quickly amp Easily

Немного истории

Началом эры SLI можно считать 1998 год. Тогда компания 3dfx впервые сумела реализовать возможность объединения нескольких видеокарт для решения одной задачи. Однако развитие интерфейса AGP затормозило разработки в этом направлении, так как все материнские платы того времени оснащались только одним слотом для видеоплаты.

подключение двух видеокарт 3dfx sli

SLI от 3DFX — «дедушка» современной технологии

После того, как в 2001 году 3dfx были куплены компанией Nvidia, все разработки в этом направлении ожидали своего часа, который наступил только в 2004 году. Именно тогда, в 6000-й серии GeForce (первые видеокарты, разработанные специально под новейший на то время интерфейс PCI-Express) имеющиеся разработки были усовершенствованы и внедрены в продукты массового потребления.

sli подключение видеокарт 6600GT

SLI из двух GeForce 6600GT

Сперва объединить можно было две видеокарты GeForce 6600 или 6800, с выходом 7000-й серии (в которой была представлена первая полноценная двухпроцессорная плата от Nvidia, 7900GX2) появилась возможность построения четырехпроцессорной конфигурации (из 2 карт), а позже стало возможным и сочетание 3 или 4 раздельных ГП.

Как объединить видеокарты в SLI: требования

Как и для CrossFire, недостаточно купить две видеокарты Nvidia, чтобы сконфигурировать их в SLI. Существует ряд требований к компьютеру, которые следует соблюдать для обеспечения нормального функционирования связки.

  • Совместимые видеокарты . Как и для CrossFire, платы не обязательно должны быть идентичными, но построенными на одном процессоре. То есть, можно объединить видеокарты GeForce GTX960 от Asus и Gigabyte, но нельзя построить SLI из GTX750Ti и GTX960 от Palit. Рекомендуется использовать GPU с идентичными объемами памяти. Конфигурация из карт на 1 и 2 Гб если и заработает – использоваться будет меньший объем, а при различиях в скорости памяти (например, 2 Гб DDR3 и 1 Гб GDDR5) существует риск возникновения программных ошибок, приводящих к некорректному формированию изображения. Для обеспечения функционирования SLI требуются карты, оснащенные интерфейсом SLI и соединенные с помощью мостика. Возможно и объединение их программным путем, но в таком случае быстродействие системы будет ниже.
  • Подходящая системная плата . В плане поддержки чипсетами ситуация со SLI обстоит лучше, чем с CrossFire. Advanced Micro Devices решили обойтись без «палок в колесах» геймерам, использующим платы на наборах логики конкурентов, поэтому на чипсетах AMD 900-й серии присутствует поддержка обеих технологий объединения видеокарт. Чипы Intel тоже совместимы со SLI, что немаловажно. Само собой, в Nvidia не могли обойти стороной «родные» наборы микросхем серии NForce, топовые версии которых делают изначально SLI-совместимыми. Конечно, наличия подходящего чипсета недостаточно: на самой плате должно быть соответствующее количество гнезд PCI-Express. Рекомендуется использовать продукты, созданные для геймеров, где к каждому слоту подведено 16 или 8 линий PCI-E. В случае с бюджетными системными платами следует быть особо внимательным: подавляющее большинство геймеров, покупающих такие гаджеты, функций SLI никогда не использует, а «материнки» с двумя слотами PCI-E приобретаются ими «на всякий случай». Производители знают это и потому часто делают второй разъем неполноценным: подводят к нему 4, 2 или даже 1 линию, вместо 16 или 8. SLI на таких платах если и будет функционировать (не факт: нужно смотреть на коробке платы логотип SLI), то возможности видеокарт не будут раскрыты до конца.

Системная плата с поддержкой CrossFire

Несмотря на наличие трех полноразмерных слотов X16, все 16 линий подведены только к первому. Слот 2 оснащен восемью линиями, слот 3 — только четырьмя

Таким логотипом маркируются SLI-совместимые комплектующие

Какие видеокарты можно объединить в SLI

Подключение двух видеокарт SLI -мостиком возможно, только если для этого мостика предусмотрен интерфейс на плате. Программными средствами объединить их тоже можно попытаться, но без «плясок с бубном» в таком случае не обойтись. Да и не имеет смысла строить тандем из двух GT610 или GT720. Одна карточка, быстродействие которой окажется выше, чем у подобной связки, в 2 или 3 раза, обойдется дешевле, чем комплект из пары офисных карт и совместимой материнской платы. То есть, отсутствие на младших представителях графических ускорителей SLI-интерфейса вызвано вовсе не жадностью производителя. Мостики никто не ставит, потому что это сделает карту дороже, но смысла от них никакого не будет. Таким образом, подключение двух видеокарт SL I возможно для моделей среднего и топового класса. К таковым относятся ГП, вторая цифра названия которых – 5 и выше (GTX5 5 0Ti, GTX9 6 0, GTX6 7 0, GTX7 8 0 и т.д.).

можно объединить в sli только видеокарты с мостиком

У GeForce GT 720 нет мостика для SLI

Перед тем , как подключить SLI две видеокарты , стоит убедиться в том, что они построены на одной версии графического процессора. К примеру, GeForce GTX650 и GTX650Ti, несмотря на схожесть названий, функционируют на базе совершенно разных ГП и потому в тандеме работать не смогут.

Есть ли практическая польза от SLI?

Перед тем, как объединить видеокарты в SLI, желательно ознакомиться с опытом использования таких конфигураций другими геймерами и изучить спецификации своих карт, а также характеристики более производительных решений в линейке. Нередко ни в плане экономии, ни по производительности, выигрыша двухкарточная конфигурация не дает. К примеру, две GTX950 в SLI демонстрируют результаты, сравнимые с одной GTX970. Разница в цене (около 200 и 400 долларов, соответственно) самих карт оправдана, но если учесть дополнительные затраты на мощный БП, двухслотовую материнскую плату, качественный и хорошо вентилируемый корпус – выглядит она сомнительно.

Совсем иная ситуация, если подключение двух видеокарт SLI – составляющая часть процедуры апгрейда имеющегося ПК, купленного пару лет назад. Карточки уровня GTX650Ti или GTX750 все еще можно встретить в продаже по разумной цене (разница с новыми моделями примерно эквивалентна различиям по быстродействию), а технический прогресс за 3 года не преподнес ничего революционного для видеокарт (разве что память HBM, представленную AMD, но Nvidia это пока не касается). Поэтому добавление еще одного графического процессора – вполне рациональный шаг для таких игроков.

SLI: подключение видеокарт

Если компьютер соответствует требованиям для создания SLI-конфигурации, подходящая вторая видеокарта куплена – можно переходить к сборке. После выключения ПК следует снять крышку системного блока, установить вторую плату в соответствующий слот, подключить к ней дополнительный кабель питания (если таковой требуется) и соединить две карты мостиком, идущим в комплекте. Аппаратное подключение двух видеокарт в SLI на этом завершено и можно переходить к программной настройке.

Перед тем, как подключить sli две видеокарты, удостоверьтесь в наличии достаточного количества кабелей

Кабели питания, подключенные к связке SLI

Подключение двух видеокарт SLI в Windows

Для того, чтобы связка из двух ГП могла нормально функционировать – нужно установить на ПК Windows версии Vista или новее (7, 8, 8.1 или 10). Рекомендуется также скачать с сайта Nvidia самую свежую версию драйвера для видеокарты. После этого можно переходить к настройке.

  • Нужно кликнуть по рабочему столу правой клавишей мыши и в появившемся окне выбрать пункт «Панель управления Nvidia».
  • В подменю «Настройки 3D» следует выбрать пункт «Настроить SLI, PhysX».
  • В открывшейся вкладке необходимо установить галочку «Максимальная производительность 3D».

как соединить видеокарты sli в ОС Windows

Включение SLI в Windows

После применения установок связка готова к работе. Возможно, для корректной настройки работы SLI в некоторых играх придется задать им особые параметры в подменю «Программные настройки». Но, как правило, большинство современного ПО в этом не нуждается.

Большой поклонник качественной китайской техники, любитель четких экранов. Сторонник здоровой конкуренции между производителями. Чутко следит за новостями в мире смартфонов, процессоров, видеокарт и другого железа.

Источник

Все что нужно знать про SLI и CrossFireX

Казалось бы, собрать компьютер для игр, в основе которого лежат несколько видеокарт – проще простого. Выбрал видеокарты, соединил их специальным мостиком и готово! Однако при составлении конфигурации такого ПК кроется множество подводных камней. Обо всех нюансах связки нескольких графических адаптеров в режимах SLI и CrossFireX мы сегодня и расскажем.

Что такое SLI и CrossFireX и для чего они нужны?

Scalable Link Interface (SLI) от Nvidia и CrossFireX от AMD – это технологии, которые позволяют использовать мощность нескольких видеокарт (двух и более) для обработки трехмерных изображений. Их использование дает возможность увеличить производительность при обработке графики путем установки нескольких видеоадаптеров в одну графическую систему. Каждая из технологий, будь то SLI от Nvidia или CrossFireX от AMD использует свой собственный алгоритм, однако, принцип работы и результат примерно одинаков. Каждая из установленных в связке видеокарт формирует свою часть изображения, которое автоматически разбивается на нескольких частей в зависимости от количества установленных графических карт, и каждая часть изображения полностью обрабатывается отдельным GPU. После этого следует объединение уже обработанных изображений в финальный кадр, который в итоге и видит пользователь.

Что нужно для подключения видеокарт в SLI и CrossFireX?

Для сборки ПК на основе технологии SLI или CrossFireX понадобится совместимая материнская плата с несколькими разъемами PCI-Express x16, ну и собственно, видеокарты с поддержкой этих технологий. Для того, чтобы их объединить, чаще всего используют специальные мостики, однако, иногда используется и программный метод. В таком случае, нагрузка на шину PCI-Express значительно возрастает, и это может негативно сказаться на производительности графической системы, поэтому для объединения карт лучше всего пользоваться «дедовским» методом — с помощью специальных SLI и CrossFireX мостов.

Также, при объединении видеокарт в одну графическую систему стоит учитывать несколько важных моментов. Во-первых, несколько GPU требуют гораздо больше энергии при работе, поэтому им необходим блок питания, мощностью, как минимум, в полтора или даже два раза больше, чем для одной видеокарты. Во-вторых, не стоит забывать об охлаждении графических адаптеров, ведь зачастую карты расположены совсем рядом друг с другом, и для их корректной работы необходимо обеспечить хорошую циркуляцию воздуха в корпусе ПК.

«Дьявол кроется в деталях»

Собрать графическую систему, объединив несколько видеокарт, на самом деле, не составляет больших проблем, однако, не все так просто как кажется на первый взгляд. В теории, производительность в компьютерных играх при установленной системе из нескольких GPU должна быть во столько раз больше, сколько видеокарт установлено т.е. если установлено 2 видеокарты, то в два раза, если три видеокарты, то производительность в играх должна быть в три раза больше. Но на практике всё совсем не так как в теории и есть множество ограничений при объединении мощностей нескольких GPU в одну систему.

В случае с AMD CrossFireX, видеокарты должны быть из одной серии, но необязательно одной модели. К примеру, можно без проблем объединить Radeon RX 480 и RX 580, однако, Radeon RX 480 и, например, R9 290 объединить уже нельзя. Здесь стоит учитывать еще один очень важный момент – частота CrossFireX-системы будет определяться конфигурацией чипа наименее производительной модели. К примеру, при связке RX 480 и RX 580, CrossFireX-система будет функционировать на частоте RX 480. В случае с Nvidia SLI, видеокарты должны иметь одинаковый графический процессор, а производитель, модель и технические характеристики в таком случае – не имеют значения, но SLI-система все равно будет функционировать на частотах наименее производительного GPU.

К примеру, можно объединить ASUS GeForce GTX 1070 ROG Strix OC Edition и Gigabyte GeForce GTX 1070 G1 Gaming т.к. у них одинаковый видеочип — GP104-200, при этом, частоты графического чипа и памяти у них разные. А вот объединить в SLI-систему ту же ASUS GeForce GTX 1070 ROG Strix OC Edition и, например, MSI GeForce GTX 1080 GamingX уже нельзя. Также, отдельно стоит отметить, что объемы видеопамяти не складываются ни в SLI, ни в CrossFireX. К примеру, объединив две Palit GeForce GTX 1080 JetStream, общий объем памяти не станет 16 ГБ, а при объединении видеокарт с различным объемом памяти, система будет работать на наименьшем из них. Например, при объединении Radeon RX 480 4 ГБ и RX 580 8 ГБ общий объем памяти, доступный для пользователя будет 4 ГБ.

Ну, а самые главные недостатки кроются не сколько в самих технологиях SLI и CrossFireX, сколько в играх, для которых и собираются системы из нескольких видеоадаптеров. Дело в том, что далеко не все игры умеют работать с несколькими GPU. Соответственно прирост производительности из связки нескольких графических адаптеров будет наблюдаться только в тех играх, которые поддерживают MultiGPU-системы. Но даже в этом случае прирост производительности от двух видеокарт не всегда будет двукратным, как это и должно быть в теории. Зачастую, прирост количества кадров в секунду в играх не превышает 15-20%. К тому же, в интернете нет какого-то унифицированного списка компьютерных игр, поддерживающих работу с этими технологиями. Эту информацию необходимо узнавать для каждой игры отдельно. Причем иногда только на практике.

Также, не стоит забывать о том, что самим производителям видеокарт невыгодно делать прирост производительности от MultiGPU-систем сильно большим, ведь когда на рынок выходит новое поколение видеадаптеров, то производителю их надо продавать, а продавать новые карты не особо получится, если пользователю удобнее и дешевле взять вторую (уже значительно подешевевшую) видеокарту и сделать графическую подсистему, производительность которой будет на уровне или даже выше видеокарты нового поколения. Похожие ситуации наблюдаются даже на уровне одного поколения. Например, в теории две GTX 1060 должны быть производительнее, чем одна GTX 1080, а по цене должны обойтись дешевле, но Nvidia скорее всего заранее это предусмотрела и вообще убрала у GTX 1060 поддержку технологии SLI.

Связка из нескольких видеокарт в режимах SLI и CrossFireX кроет в себе множество нюансов, начиная от технических, заканчивая тем, что не все игры поддерживают работу с MultiGPU-системами. К тому же, далеко не всегда две менее мощные видеокарты будут производительнее, чем одна более мощная — зачастую прирост производительности не превышает 15%. Таким образом, возникают вполне логичные вопросы и сомнения о целесообразности установки двух и более GPU в связку SLI или CrossFireX. Но как ни крути, если игра все-таки поддерживает систему из нескольких видеокарт, то в таком случае, общее качество графики заметно улучшается, появляются дополнительные объекты и текстуры, которые были недоступны при использовании одного графического адаптера, а производительность от MultiGPU-систем хоть и ненамного, но все же увеличивается.

Источник



Как подключить sli разные видеокарты

У технологии NVIDIA SLI богатая история. Идея распределения нагрузки между несколькими графическими адаптерами родилась в конце 90-х годов во времена популярности видеокарт Voodoo от фирмы 3dfx, и тогда еще не существовало никакого «слая». По-настоящему эффективное распространение GPU-связок произошло в 2000-х, когда аппаратных ограничений для построения систем из 2/3/4 адаптеров стало меньше, плюс появились оптимизированные под это дело игры и программы.

С тем фактом, что большинство игр будут неадекватно воспринимать используемую вами связку NVIDIA SLI, стоит смириться как можно раньше.

Сейчас технология NVIDIA SLI используется в основном энтузиастами и моддерами. Первым дополнительная видеокарта (или несколько видеокарт) необходима для получения рекордного результата в синтетических бенчмарках (именно тестовые приложения адекватнее всего реагируют на бонусные графические мощности в системе), вторым — для эффектной иллюминации внутри ПК, с дополнительными светодиодами и т. д.

Геймеры отдают предпочтение одному адаптеру в системе, что вполне оправдано. Регулярно проводимые тесты NVIDIA SLI в современных играх доказывают, что разработчики весьма неохотно оптимизируют свои проекты под мощные мульти-графические связки из нескольких ускорителей. По сути это и есть главное ограничение на пути развития данной технологии.

Зачастую один мощный графический адаптер уровня high-end оказывается мощнее двух видеокарт более низкого класса. Ко всему прочему, поддержка SLI в последнее время внедряется лишь в самые топовые ускорители (производительности которых и так достаточно для большинства игр), что также негативно сказывается на развитии мульти-графических систем.

Если вы все-таки решились на сборку системы NVIDIA SLI, состоящей из нескольких адаптеров, рекомендуем в первую очередь поразмышлять над следующими техническими тонкостями:

  • материнская плата; очевидно, что на ней должно быть как минимум два коннектора PEG (PCI-E x16), причем желательно, чтобы именно на такой скорости они и работали с используемыми видеокартами (об этих нюансах мы поговорим ниже);
  • мощный блок питания; еще до сборки ПК стоит хотя бы примерно рассчитать уровень энергопотребления системы; для нашей системы хватило БП на 1000 Вт;
  • процессор; для раскачки нескольких видеокарт потребуется мощный ЦП (уровня Intel Core i7), но ключевая особенность, на которую стоит обратить внимание, – количество линий PCI-E, с которыми умеет работать выбранный камень (16, 28 или 44);
  • драйвер; в общем-то любое профильное ПО для видеокарт GeForce в автоматическом порядке определяет наличие SLI в системе, но все же не лишней окажется проверка активности этой технологии сразу после установки драйвера силами сторонних утилит;
  • круг задач, для которых планируется использовать NVIDIA SLI; об этом лучше подумать еще до приобретения нескольких мощных ускорителей; может случиться так, что толка от навороченной системы с парой-тройкой графических адаптеров не будет.

Трудности при сборке и эксплуатации технологии NVIDIA SLI

Без подводных камней обойтись не получится; хотя еще раз повторимся: с ходом времени технология NVIDIA SLI эволюционирует. Слабых мест становится меньше, а процесс сборки и использования мульти-графических связок упрощается.

Ожидать двукратного прироста от дополнительной GeForce GTX 1080 в системе не стоит.

Первое, о чем необходимо позаботиться сразу после сборки системы, – правильное распределение процессорных линий PCI-E между используемыми адаптерами. Поясним. Каждый процессор поддерживает ограниченное количество линий PCI-E (как правило, 16, 28 или 44).

Все ЦП для платформы LGA 1151 не вылезают за рамки 16 линий, а значит две видеокарты способны функционировать лишь в режиме х8+х8 (собственно это убедительный довод в пользу отказа от построения NVIDIA SLI в подобных системах).

А вот процессоры для LGA 2011 и LGA 2066 поддерживают 28 и 44 линии PCI-E (в зависимости от модели), и это уже достаточный арсенал для раскачки двух или трех видеокарт.

К слову, в этом обзоре мы сравним возможности режимов х16+х16 и х16+х8; в этом нам помогут центральные процессоры Intel Core i9-7900X (у него 44 линии) и Core i7-7800X (у него — 28).

Итак, еще до сборки NVIDIA SLI пользователь должен знать о технических возможностях своего ЦП, а следовательно и о правильном распределении процессорных линий PCI-E. Эту правильность необходимо проверить сразу после первого включения системы. Лучше всего это сделать в UEFI BIOS.

x16+x8x16+x16

Современные материнские платы делятся подробной технической информацией об установленных в нее комплектующих, в том числе о распределении пресловутых линий PCI-E между адаптерами. Данные можно промониторить и в среде Windows, например, в программах GPU-Z и AIDA64.

NVIDIA SLI в AIDA64Активация NVIDIA SLI и “правильный” видеовыход

Если в вашем распоряжении оказался процессор с 44 линиями PCI-E, а система показывает, что пара видеокарт функционирует в формате х16+х8 (мы лично столкнулись с такой проблемой), придется убедить ПК в том, что он не прав. В нашей ситуации помогла перестановка двух ускорителей; мы просто поменяли их местами, после чего система распределила линии правильно (х16+х16).

В большинстве игр одна GeForce GTX 1080 Ti оказывается не хуже, чем пара GeForce GTX 1080.

Еще одна трудность, которая может возникнуть после сборки NVIDIA SLI, – черный экран или некорректное отображение картинки на мониторе (например, недоступно разрешение 4К, с которым дисплей в принципе работать умеет).

Скорее всего, дело в неверно выбранном коннекторе подключения с обратной стороны ускорителя. Определить правильный поможет, опять же, драйвер (панель управления). Во вкладке SLI отображен требуемый для корректного вывода картинки разъем одной из используемых видеокарт. Впрочем, найти его можно и вручную, банально подрубая провод к каждому графическому интерфейсу.

С тем фактом, что большинство игр будут неадекватно воспринимать используемую вами связку NVIDIA SLI, стоит смириться как можно раньше. Это пресловутая оптимизация, а точнее ее отсутствие. Какие-то проекты видят лишь половину графической памяти, какие-то — только одну видеокарту; некоторые отображают правильную информацию, например, GTA V, Ghost Recon Wildlands и Rainbow Six Siege.

Скажем, Rise of the Tomb Raider безбожно тормозит в системе, где используется технология SLI (особенно в разрешениях 1080р и 1440р), а Warhammer 40,000: Dawn of War III и Total War: Warhammer никак не реагируют на появление в системе второй видеокарты GeForce GTX 1080 (что с одним адаптером, что с двумя, – средний кадр/с одинаковый).

NVIDIA SLI — это лотерея, в которой либо повезет, либо нет; предугадать итог заранее практически невозможно. Можно лишь поискать SLI профиль в драйверах для той или иной игры, а также покопаться в отзывах пользователей, которые уже протестировали мульти-графические связки в различных проектах.


NVIDIA SLI: х16+х16 или x16+x8?

Это один из вопросов, на который мы желали получить ответ в процессе исследования аппаратных возможностей NVIDIA SLI. Стоит ли приобретать дорогой процессор с большим количеством линий PCI-E для полного раскрытия потенциала топовых видеокарт?

Проведенные тесты доказали, что разница между режимами х16+х16 и х16+х8 существует, однако зачастую она сводится к банальной погрешности (в некоторых играх, не оптимизированных, прироста нет вообще). Согласитесь, что 85 и 90 кадр/с — это не та пропасть, которая требует переплаты в несколько сотен долларов (мы о ЦП с поддержкой не 28, а 44 линий PCI-E)?

Даже синтетический и максимально лояльный к любым дополнительным мощностям 3DMark никак не отреагировал на дополнительную восьмерку процессорных линий PCI-E (а следовательно и большую пропускную способность интерфейса), ровно как и на более производительный ЦП.

Либо вторая видеокарта в системе есть, либо ее нет. На какой скорости она передает данные – неважно. Установлен ли в вашей системе 10-ядерный Intel Core i9-7900X или более доступный Core i7-7800X, также существенного значения не имеет (применительно к NVIDIA SLI).

Процессоры – Intel Core i9-7900X и Intel Core i7-7800X
Материнская плата – ASUS Prime X299-A
Оперативная память – Corsair Vengeance RGB DDR4-2666 (2х8 Гбайт) + Kingston HyperX Fury DDR4-2666 (2х4 Гбайт)
Видеокарты – 2хASUS ROG Strix GTX 1080 (ROG-STRIX-GTX1080-A8G-11GBPS) и ASUS ROG Strix GTX 1080 Ti
Блок питания – Seasonic Prime Gold 1000 Вт

На системе с процессором Intel Core i9-7900X мы протестировали связку SLI из двух ASUS ROG Strix GTX 1080 (в формате x16+x16), а также один ускоритель GeForce GTX 1080 и ASUS ROG Strix GTX 1080 Ti. Процессор Intel Core i7-7800X потребовался для прогона SLI в режиме x16+x8.

Важно заметить, что две видеокарты в одной упряжке не перегреваются (спасибо энергоэффективной архитектуре Pascal); вентиляторы СО вращаются довольно редко, температура каждого чипа не превышает 65-70 градусов в процессе испытаний.

Температура связки NVIDIA SLI в Furmark

Ожидать двукратного прироста от дополнительной GeForce GTX 1080 в системе не стоит, даже на полных скоростях x16+х16; хотя в некоторых хорошо оптимизированных играх (особенно в высоком разрешении, например, 4К) плюсовая разница стремится именно к такому значению (Rainbow Six Siege, GTA V и Ghost Recon Wildlands).

В большинстве случаев одна GeForce GTX 1080 Ti оказывается не хуже, чем пара GeForce GTX 1080. Вся правда отражена на тестовых графиках.

Технология NVIDIA SLI развивается, оптимизированные профили для современных игр в драйверах GeForce также появляются, пусть и не столь стремительными темпами, как этого хотелось бы. Тандем из нескольких графических ускорителей по-прежнему остается уделом энтузиастов и любителей всего самого навороченного.

Бережливый юзер отдаст предпочтение сборке с одним мощным адаптером и 4-ядерным ЦП (а лучше двухъядерным), если ПК необходим в первую очередь для компьютерных игр. И окажется прав.

А мощные камни с поддержкой 44 линий PCI-E лучше приберечь для иных целей, уж точно не для раскрытия потенциала технологии NVIDIA SLI. Главный конек таких процессоров в наличии большого количества физических ядер, которые используются для сложных технических расчетов, а не для обработки картинки в современных играх.

Метод №1 Переустановка драйверов Nvidia

Первый делом, вы должны попробовать выполнить переустановку драйверов Nvidia. Для этого сделайте следующее:

  • Нажмите Windows+R и впишите devmgmt.msc.
  • Открыв Диспетчер устройств, найдите ниспадающую вкладку «Видеоадаптеры» и откройте ее.
  • Нажмите ПКМ на свой графический ускоритель и выберите «Удалить». Подтвердите свои намерения, поставив галочку напротив «Удалить программы драйверов для этого устройства» и нажав Ок.
  • Затем пройдите на официальный сайт Nvidia для скачивания нужных для вашей видеокарты драйверов.
    Заметка: Мы не рекомендуем вам выбирать автоматический поиск драйверов, так как это порой приводит к различным сбоям, а также это может занять огромное количество времени. Лучше будет, если вы воспользуетесь ручным подбором драйверов.
  • Скачав пачку драйверов с сайта Nvidia, запустите установщик, чтобы начать процесс установки драйверов. Мы уже с вами удалили драйвера для видеокарты через Диспетчер устройств, но все же будет лучше, если вы поставите во время установки галочку напротив опции «Чистая установка».
  • Установив новые драйвера, перезапустите свой компьютер, а затем снова попробуйте получить доступ к Панели управления Nvidia.
    Заметка: альтернативной установкой драйверов может стать Диспетчер устройств, с помощью функционала которого это тоже можно провернуть. Однако, при определенных обстоятельствах могут возникнуть различные проблемы. Тем не менее если вы хотите установить драйвера таким способом, то выполните следующее:
    • Нажмите Windows+R и впишите devmgmt.msc.
    • Открыв Диспетчер устройств, найдите ниспадающую вкладку «Видеоадаптеры» и откройте его.
    • Нажмите ПКМ на свою видеокарту и выберите «Обновить драйвер…», после чего Диспетчер устройств сам все установит.

    Метод №5 Исправление Реестра Windows

    Если вы так и не смогли разрешить проблему при запуске Панели управления Nvidia, то сейчас мы попробуем исправить записи в Реестре Windows. Как и всегда, будьте осторожны при изменении записей. Мы рекомендуем вам создать резервную копию вашего Реестра Windows, чтобы в случае чего-то неожиданного вы могли быстро восстановиться.

    • Нажмите Windows+R, впишите regedit и нажмите Enter.
    • Пройдите путем HKEY_CLASSES_ROOT\Directory\Background\ContextMenuHandler.
    • Найдите NvCplDesktopContext, нажмите на него ПКМ и выберите «Удалить».
    • Теперь пройдите в HKEY_CLASSES_ROOT\Directory\Background\shell.
    • Нажмите ПКМ на Shell и выберите «Создать→Раздел» и назовите его Nvidia Control Panel.
    • Нажмите ПКМ на Nvidia Control Panel и выберите «Создать→Раздел». Назовите этот раздел именем command.
    • Дважды кликните на command и впишите в строку значение C:\Windows\System32\nvcplui.exe, а затем нажмите Ок.
    • Выйдите из Реестра Windows и перезагрузите свой компьютер.

    Выполнив небольшие изменения в вашем Реестре Windows, снова попробуйте открыть Панель управления Nvidia. В этот раз она определенно должна спокойно открыться.

    Источник